АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОБНИК-ИНДИКАТОР

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОБНИК-ИНДИКАТОР

Различные пробники и индикаторы, несмотря на известную погрешность получаемой с их помощью информации, в большом ходу у автомобилистов. Оно и понятно — ведь эти приборы дешевы и доступны для самостоятельного изготовления. К тому же пользование ими не требует особой подготовки, да и точные измерения, как показывает практика, бывают необходимы крайне редко.

Этот простой пробник—индикатор напряжения постоянного тока предназначен для поиска неисправностей электрооборудования и визуального контроля напряжения бортовой сети автомобиля. Прибор позволяет проверять работоспособность генератора, стабилизатора напряжения, аккумуляторной батареи, оценивать степень натяжения ремня привода генератора автотранспортного средства.

Напряжение сети и работоспособность электрооборудования определяют по работе светодиодов зеленого и красного свечения, установленных в пробнике. Его схема изображена на рис. 1.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОБНИК-ИНДИКАТОР

Резисторы R2 и R5 подобраны так, что при напряжении питания 14 В напряжение в точке А меньше, чем на стабилитроне VD1 на 1,5 В, и "зеленый" светодиод HL1 светит с половинной яркостью. Напряжение в точке Б превышает напряжение на стабилитроне VD1 на 1.5 В, и яркость "красного" светодиода HL2 тоже равна половине номинальной. Оба светодиода светят так при напряжении питания в пределах 14±0,5 В, что соответствует номинальному режиму бортовой сети автомобилей "Жигули".

Если напряжение в сети увеличилось до 14,6 В, напряжение в точках А и Б соответственно увеличивается по сравнению с напряжением на стабилитроне VD1, что приводит к увеличению яркости свечения светодиода HL2 и погасанию HL1. В случае уменьшения напряжения в сети до 13,4 В светодиод HL1, наоборот, светит ярче, a HL2 гаснет.

Таким образом, по цвету и яркости свечения светодиодов можно судить о напряжении сети с довольно большой точностью. Относительный недостаток этого индикатора — некоторая сложность его налаживания из-за того, что изменение сопротивления одного из подборочных резисторов приводит к изменению яркости свечения одновременно обоих светодиодов.

Для налаживания пробника на него подают напряжение 14В. Если при этом напряжение на стабилитроне VD1 равно 5,6 В, подборкой резистора R2 устанавливают напряжение в точке А равным 4,1 В и контролируют включение светодиода HL1. Затем подбирают резистор R5 до напряжения 7,1 В в точке Б и контролируют включение светодиода HL2. Изменяют напряжение питания до 13,4 В, контролируют погасание светодиода HL2. При напряжении 14,6 В должен погаснуть светодиод HL1.

Резисторы в пробнике могут быть любого типа мощностью 0,125 Вт. Стабилитрон лучше применить миниатюрный — КС156П КС409А, 2С156Б.

car-probe-indicator

Конструктивно пробник смонтирован на узкой печатной плате с последующей заливкой эпоксидным компаундом в разборной цилиндрической форме. Чертеж платы показан на рис. 2. Она изготовлена из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм; штриховкой на рисунке показаны участки фольги. Вывод "+Unm" выполняют в виде жесткого заостренного щупа, а вывод "Общ." — гибкого проводника с зажимом "крокодил" на конце.

После отвердевания компаунда его излишки удаляют напильником. При таком исполнении пробника дополнительный корпус ему не требуется.

В. ДОБРОЛЮБОВ г. Королев Московской обл.

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Top